Развитие навыков Soft skills через игровую деятельность

Если бы тренды обучения существовали, геймификация была бы главным солистом. Именно сейчас данная тенденция является абсолютной «рок-звездой». По мере того, как HR начинают все лучше понимать способы мотивации и привлечения сотрудников поколения миллениалов и пост-миллениалов, геймификация все чаще оказывается в самом центре обсуждений вопросов корпоративного обучения. Геймификация увеличивает степень участия пользователей и способность запоминать информацию: игра приносит ощущение долгожданного перерыва от стандартных нагрузок, отвечает на ключевые запросы нового поколения сотрудников: «Хочу, чтобы обучение было интересным и увлекательным!» и «Хочу саморазвития и роста!»

Как это работает? Геймификация увеличивает степень вовлеченности пользователей и их способность запоминать информацию, поскольку участие в игре приносит ощущение долгожданного перерыва от нагрузок, испытываемых при традиционных методах обучения. Обучение через игру – естественная потребность человека, заложенная в него с самого детства. Игры могут создаваться для любых областей корпоративного обучения и адаптироваться под различные уровни навыков и компетенций. Они идеально подходят для объяснения сложных концепций, представления корпоративных правил и ценностей, а также для проверки знаний сотрудников менее формализованным способом. Вспомните, когда вам в последний раз на тренинге доводилось участвовать в ролевой игре. Вспомните, насколько выше была степень вашей вовлеченности в процесс. И вы поймете, почему геймификация становится одним из самых важных инструментов, доступных для корпоративного обучения и развития.

Геймификация

Геймификация – сильный инструмент для увеличения индекса вовлеченности в процесс. Прием геймификации срабатывает одинаково хорошо с детьми и взрослыми. В современном мире миллионы людей, которые играют в компьютерные игры, отлично представляют, что такое «уровни», «прокачка», «задания» («quests»), «награды», «достижения». При этом могут совершенно не понимать, чего от них ждет начальник или как получить максимум от сервиса.

Начнем с определений, чтобы внести ясность, что такое трансформационные и бизнес-игры.

Трансформационные игры направлены на реализацию программы развития личности, на диагностику и проработку тем, важных для игрока. Разброс тем, с которыми работают эти игры, весьма широк: от «хочу замуж» до «хочу свой проект», от «отношений с самим собой» до «родовых и кармических задач». Как правило, такие игры диагностируют и актуализируют тему, с которой стоит поработать глубже. Но есть игры, которые направлены именно на терапевтическую или коучинговую работу, а также те, которые ресурсируют, то есть дают игроку возможность почувствовать свои сильные стороны, наличие необходимых ресурсов, отдохнуть и пообщаться в располагающей, доверительной обстановке. Могут активно использоваться в рамках психологических тренингов. Участники игр любят их за инсайты, состояние открытости, доверия, за возможность увидеть в себе то, чего раньше не замечали или чему не придавали значения.

Бизнес-игры направлены на решение бизнес-задачи, стоящей перед компанией, командой, коллективом людей, прокачку личной эффективности и управленческих навыков руководителей разного уровня, тренировку коммуникативных навыков под разные задачи. Очень часто такие игры создаются под конкретный запрос. Это могут быть запросы из области овладения различными навыками (переговоры, продажи, тайм-менеджмент, управленческие навыки и т.д.), на командообразование, выявление лидеров и исполнителей, на умение делегировать, стратегически мыслить.

Это запросы, которые актуальны для конкретного бизнеса. Тем не менее, есть типовые запросы и коробочные бизнес-игры. Такие игры обычно создаются авторами, которые ориентируются на самые важные для бизнеса темы (например, финансовую грамотность, умение вести переговоры, развитие коммуникативных навыков, маркетинг и брендинг и т.д.).

Игры отличаются тем, что люди с удовольствием идут в этот процесс. В игре много эмоций, желания, творчества, у игроков больше мотивации, вовлеченности. В игре возможно все, как в детстве: есть азарт, драйв и фан, в игре можно официально побыть ребенком. Ключевое слово здесь «МОЖНО». Людям наконец-то можно быть самими собой.

Неудивительно, что в современном мире игры набирают популярность, ведь тренд нашего времени – это индивидуальность, самовыражение, проявление себя и своих способностей. Нужны новые способы обучения, чтобы адаптироваться к быстро меняющейся среде, нестандартно мыслить, находить нетривиальные пути выхода из ситуаций. И тут на помощь приходят игры. Тот самый игровой способ, которым проще всего обучаться в детстве. Оказалось, что не только в детстве. Каждый взрослый сохраняет в себе любознательность, интерес к миру, способность развиваться, радоваться открытиям и просто веселиться. Нужно только немного помочь взрослому вспомнить это. Например, с помощью игры.

Где и как наиболее часто бывают задействованы игры?

  1. Решение ситуационных задач в рамках стратегической сессии. Имитация реального события, реальной проблемы. Материал подается в виде проблемной ситуации, а знания приобретаются в результате активной творческой работы (индивидуально или в группах).
  2. Игровые технологии в тренингах. Обучение направлено на формирование и совершенствование определенного набора компетенций, к примеру, коммуникативных умений и навыков или ораторского мастерства.
  3. Творческие задания – креативные штурмы, обучение нестандартному мышлению. Они требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат элемент неизвестности.
  4. Работа в малых группах. Одна из самых популярных стратегий, потому что она дает возможность всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия и т.д.), что бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе хорошо сочетается с интерактивными методами обучения и формирует навык работы в команде.
  5. Развивающая кооперация (проектные команды). Для данного метода характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение участников с распределением внутренних ролей в группе (индивидуальное и коллективное выдвижение целей, коллективное планирование работы, самостоятельный подбор информации, игровые формы организации производственного процесса и т.д.). Направлено на развитие навыков работы в команде.

При этом ведущий выступает как тьютор (наставник и мотиватор), который ориентирован не столько на передачу конкретных знаний, сколько на выработку новых способностей и мотивации самостоятельно находить необходимую информацию, а также на формирование таких профессиональных компетенций, которые позволяют творчески решать нестандартные задачи и генерировать уникальные идеи для достижения желаемых результатов. Поэтому очень важно, чтобы это было обучение от практиков, что всегда добавляет игре ценность.

Активные методы позволяют повысить эффективность обучения за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления. Они создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, оказывают большое влияние на развитие творческих способностей.