Человек творящий. Homo creativus

В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.

Л.С. Выготский

Живет лишь тот, кто творит. Остальные – это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни – радости творчества.

Ромен Ролан

Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может. Гений попадает в цель, которую никто не видит.

Шопенгауэр

Думать – самая трудная из работ. Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.

Генри Форд

Жизнь такова, какой делают ее наши мысли.

Марк Аврелий

Человеческий мозг уподоблю волшебному самоткущему станку, в котором миллионы сверкающих челноков ткут тающий на глазах узор, всегда полный смысла, но не способный просуществовать сколько-нибудь долго, обреченный гармонично смениться новым узором, и так без конца. Если бы это можно было увидеть, это выглядело бы так, словно Млечный Путь пустился в некий грандиозный космический пляс.

Чарлз Шерингтон

Творческое мышление может означать простое осознание того, что поступать или смотреть на вещи так, как это делали прежде, особо не стоит.

Рудольф Флеш

ЧТО ДАЕТ ТВОРЧЕСТВО

  1. Высший познавательный процесс
  2. Вид духовно-практической деятельности
  3. Помощник в самом сложном положении. Творчество начинается с постановки проблемы, оно невозможно без проблем
  4. Карьера, успех в жизни
  5. Сам творческий процесс связан с переживанием позитивных эмоций. Добившись результата, человек испытывает несравненное чувство удовлетворения
  6. Творчество дает возможность реализовать свои способности, почувствовать собственную значимость

НАУКА О ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА

Американский психолог Джой Гилферд высказал идею о существовании у человека двух совершенно разных типов мышления: конвергентного и дивергентного. Конвергентное, однонаправленное обеспечивает поиск одного верного решения. Этот тип мышления подчиняется логике.

 

В конце XIX века Эдисон открыл научно-исследовательский институт, в котором работало 1 000 человек, чтобы усовершенствовать процесс поиска новых идей. Основой для творчества является дивергентное мышление. Это мышление вширь, способность видеть разные стороны объекта и способы решения задач. Опирается на воображение и является условием рождения оригинальных идей. Дивергентное мышление характеризует четыре качества. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей в единицу времени. Гибкость – способность высказывать идеи, имеющие отношения к разным сферам жизни. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи. Точность – способность доводить решения до конца, придавать завершенный вид своим мыслям.

Способность творить не находится в прямой зависимости от интеллекта или образования, это специфические свойства личности. Могут быть интеллектуалы с низким уровнем креативности, но не может быть творческих личностей с низким уровнем интеллекта.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Нешаблонное.
  • Продуктивное. Репродуктивное мышление воспроизводит готовые знания и пути решения проблем, продуктивное – ищет новые.
  • Нелинейное. Позволяет увидеть проблему с разных сторон, привлечь к ее решению ресурсы из разных областей.
  • Связно с проблемой, подлежащей решению.
  • Ведущую роль здесь играют образы. Поэтому творческая активность связана с правополушарным мышлением. Наибольшего результата творческая мысль добивается при взаимодействии образного и понятийного мышления.
  • Творческое мышление связано с процессом генерации ассоциаций. Как правило, наша мысль крутится вокруг одного ассоциативного поля. Творческий процесс выводит мысль в иную область ассоциаций, делая скачок.
  • Связь творчества с подсознанием проявляется в феномене озарения, когда решение как бы само всплывает в нашем сознании.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ

Применение: предназначен для решения проблем, связанных с усовершенствованием объекта с целью придания ему новых качеств и свойств. Используется в модификации товаров потребления.

Суть метода: перенос признаков случайно выбранных объектов на объект, который лежит в фокусе исследования.

Технология:

  • Поместить объект в фокус внимания
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, можно наугад
  • Рассмотреть эти объекты с точки зрения их различных свойств и качеств
  • Выписать эти признаки
  • Перенести признаки на фокальный объект, чтобы он получил новые полезные функции
  • Проанализировать возникшие ассоциации
  • Оценить идеи, отобрать лучшие

Пример: фокальное понятие – лампа. Случайные – роза: ароматная, колючая, алая. Лампа в форме цветка с раскрывающимся абажуром-лепестками. Лед: холодный, острый, сверкающий. Лампа-лед – с кондиционером, охлаждает воздух.

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Применение: в области литературного творчества, для придумывания сюжетов.

Суть: соединить два слова, максимально далекие друг от друга, что дает толчок ассоциативному мышлению.

Пример: пес и шкаф. Получился пес в шкафу, шкаф на псе, шкаф пса, пес шкафа, пес на шкафу. Отсюда родился сюжет про врача, у которого в доме в каждом шкафу жили собаки, и он покупал им по 10 кг мяса. Общественность почуяла неладное: не производит ли он дьявольских опытов по изобретению ядерного оружия. Поступил донос в полицию, которая произвела у доктора обыск. Тут и стало понятно, что он просто любит собак.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. КОМБИНАТОРИКА

Применение: для изобретения предметов с новыми свойствам или модернизации старых. Эффективен в дизайне, рекламе, создании предметов быта.

Методика:

  • Сформулировать проблему
  • Определить важные элементы объекта
  • Определить варианты в отношении каждого из параметров
  • Выбрать оптимальный вариант решения.

РЕШЕТКА ФКБ

Применение: позволяет в сжатом виде представить и проанализировать большой объем информации. Предназначен для решения проблем в сфере быта, в условиях поиска новой ниши на рынке.

Методика: четыре квадрата: мысли + высокие денежные затраты; мысли + низкие затраты; чувства + высокие затраты; чувства+ низкие затраты.

ТРИЗ/ ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Суть метода: технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам. И эти законы можно познать и использовать для решения изобретательских задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Не дают в отличие от инструментальных готовых решений и алгоритмов. Ориентированы на активизацию нешаблонного мышления. Для рождения оригинальной идеи нужно заставить свернуть мысль в сторону, выйти за рамки шаблона. Именно этой цели служат методы психологической активизации.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Применение: личная жизнь, бизнес, продукт, процесс, сервис, которые хотим усовершенствовать.

Изобретатели: был описан еще Сократом и назывался майевтикой (в переводе с древнегреческого – повивальное искусство). В ХХ веке делались попытки систематизировать метод Сократа, сформулировав некие стандартные вопросы общего характера, которые могут стимулировать решение творческих задач в любой сфере жизни. Разработано много различных списков вопросов. Наибольшее распространение получил список Алекса Осборна, который состоит из 9 групп вопросов. Это даже не вопросы , а пути изменения взгляда на проблему. Вопрос: что можно уменьшить; подвопросы: сузить, укоротить, раздробить, сжать.
Позднее Боб Эберле собрал эти вопросы в систему scamper (в переводе с англ. пробежка, быстрый просмотр. S /substitute – заменить; C/combine – скомбинировать; A/adapt – адаптировать; M/modify – модифицировать, увеличивать; P/put toother uses – предложить другое применение; E/elimenate – убрать, устранить или свести действие до минимума; R/rearrange, reverse – перевернуть, обратить, изменить порядок).

В русском варианте это следующие вопросы:

  • Что вы можете заменить?
  • Как вы можете скомбинировать вашу проблему с чем-то другим?
  • Что вы можете адаптировать к вашей проблеме?
  • Что вы можете добавить к чему-то существующему?
  • Что вы можете заменить в уже существующем порядке?
  • Как вы можете применить это в другом месте?
  • Что вы можете исключить из этой идеи?
  • Как можно изменить порядок?
  • Что произойдет, если посмотреть на проблему с другой стороны?

Суть метода: определить проблему, которую необходимо решить, сформировать вопросы и ответить на них.

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Еще Аристотель заметил, что в мышлении и памяти большую роль играют спонтанно возникающие связи между различными понятиями и явлениями. Аристотель различал три типа ассоциаций (само слово появилось позже): сходство, контраст, смежность. Ассоциации по сходству возникают между явлениями, обладающими общими чертами (цифра 2 и гусь). Ассоциации по контрасту возникают при наличии у явлений противоположных свойств: добро – зло, гора – ущелье.

Ассоциации по смежности возникают при близком расположении явлений во времени и пространстве: медведь – берлога – зима. В настоящее время выделяют еще ассоциации по смыслу: компьютер – отдых, скучная работа.

Суть метода: в нашем сознании существуют привычные устойчивые связи между предметами и явлениями. Поэтому как правило ассоциации возникают непроизвольно. Но чтобы решить нестандартную задачу, необходимо выйти за рамки привычных ассоциаций. Игры с ними являются важнейшим стимулом мыслительного процесса. Ассоциативное мышление связано с активностью обоих полушарий головного мозга. Ассоциации возникают в нашем сознании как слова, но каждое слово порождает многочисленные образы, визуальные, звуковые, обонятельные.

Упражнение «Поле ассоциаций».

В центре листа написать любое слово-ключ. В течение 2-3 минут вокруг него написать слова-ассоциации первого круга, как правило, их не больше 10: дверь, тайна, замок. Вокруг этих новых слов написать сова-ассоциации для каждого: дверь – дом, открытие, новизна. Получаем 100 слов.

Упражнение «Цепочка ассоциаций».

Берем далекие друг о друга понятия и за несколько ходов (как правило, 3-4) осуществляем переход: дерево – лес – поле – футбол – мяч.

Упражнение можно использовать не только для разминки, но и для решения задач. Выбираем понятие, максимально отражающее суть проблемы, устанавливаем его связь со случайно выбранными понятиями, обдумываем получившиеся цепочки – в голову приходят интересные мысли. Пример: вас назначили руководителем, нужно понять, как укрепить свой авторитет. Ассоциация: авторитет-дерево/ авторитет – высокий – растет – дерево. Авторитет укрепляется постепенно.

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Применение: облегчить поиск решения проблемы при дефиците информации, когда пути решения проблемы неизвестны. Ассоциации вступают в качестве информационного фонда для решения проблемы.

Изобретатели: Генрих Язелович Буш, книга Диалогика и творчество.

Суть метода:

  1. Определение для объекта гирлянды синонимов.
  2. Выбор случайных объектов и образование  гирлянды случайных объектов.
  3. Создание комбинаций из двух объектов, гирлянды синонимов и гирлянды случайных слов.
  4. Составление за 2-3 минуты признаков, основных, второстепенных, случайных объектов.
  5. Генерирование идей за счет поочередного присоединения к главному объекту и его синонимам признаков случайных объектов.
  6. Из признаков случайных объектов генерируется гирлянда ассоциаций.
  7. Генерирование идей. К элементам гирлянды синонимов главного объекта поочередно присоединяются элементы гирлянд ассоциаций. Ищется ответ, есть ли здесь интересные решения.
  8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

СИЛА МЕТАФОР

Применение: позволяют натолкнуться на новое решение проблемы, поскольку предлагают посмотреть на предмет по-новому, уйти в другие реальности. Позволяют увидеть глубинные свойства предмета, скрытые на первый взгляд. Способствуют взаимодействию правого и левого полушария. Обепечивают единство слова и образа, что катализирует творческий процесс. Обеспечивают процесс познания, сводят непонятное  к понятному, просто объясняют сложные вещи. Насыщены эмоциями и влияют на настроение.

Метафора в переводе с древнегреческого – переносное значение. Это оборот речи, образное сравнение, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях.

С помощью метафоры гораздо проще натолкнуться на решение проблемы, о котором раньше никто не думал.

РЕФРЕЙМИНГ

Применение: Это не столько метод активизации мышления, сколько метод его правильной организации. Используется в психотерапии, НЛП, специалистами которого и был разработан.

Изобретатели: Специалисты НЛП.

Суть метода: Это слово происходит от англ. Frame, что означает вставить в новую рамку ту же картину или в ту же рамку новую картину, заново приспособить, по-новому сформулировать.

Есть реальный мир, а есть наши представления о нем, наша субъективная реальность. Стакан воды либо наполовину пуст, либо наполовину полон. В любой ситуации есть позитивный ресурс, его надо уметь увидеть и использовать. Рефрейминг не искажает действительность, но изменяет наше восприятие и отношение. В проблемной ситуации мы переключаем внимание с поиска причин проблемы в направление ее решения. Задаем себе вопросы не почему возникла проблема и кто виноват, а чего я хочу достичь, что мне поможет решить проблему.

Рефрейминг результата. Сформулировать проблему, написать как можно больше вопросов, ориентированных на результат, ответить на них. В контексте анализа сложной ситуации надо концентрироваться не на сложностях, а на конечном результате.

Рефрейминг контекста. Посмотреть на проблему под другим углом зрения. Известная байка о том, как обувная фабрика направила своих представителей в разные регионы Африки. Один приехал с выводом: все пропало, здесь все ходят босиком. Другой: прекрасные перспективы – мы обуем эту страну! Упражнение: произвести рефрейминг ситуаций: этот товар слишком дорогой/ я не могу уйти в отпуск летом.

Рефрейминг содержания. Изменение точки зрения, восприятия поведения, ситуации. Воспринимая события, мы приписываем им определенный смысл, в зависимости от которого оцениваем события и строим свое поведение. Изменится смысл – изменится и наша оценка. Примеры рефрейминга из книги Роберта Дилса: я нечаянно ошибся, ты исказил факты, он – отъявленный лжец. Я еще раз обдумал свое решение, ты передумал, он изменил данному слову. Упражнение: я труслив – я слишком робок, осторожен. Записать качества, которые нам в себе не нравятся, и позитивно их переформулировать.

Анекдот: на пеньке сидит ежик и кричит: «Я сильный!» Мимо проходил медведь, дунул на ежика, того унесло в кусты. Ежик кричит теперь: «Я сильный! И легкий!»

МЕТОДИКА УОЛТА ДИСНЕЯ

Применение: используется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Создает обстановку, где человек может выступать с трех различных позиций.

Изобретатели: Уолт Дисней (1901-1966). В 53 года стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников. Сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт.

Суть метода: Трехактное мышление. Включает в себя три взгляда на проблему, которые являются и тремя этапами ее решения. Первый взгляд – мечтателя, генерирующего различные, в том числе фантастические идеи. Ему позволено все. Второй взгляд – реалист, человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и из многообразия решений выбирает те, что в данных условиях оптимальны. Третий взгляд – критик, задача которого – предотвратить возможные ошибки, связанные с идеями мечтателя и воплощенные реалистом.

Дисней предложил использовать три стула, стоящие в разных углах комнаты, привязав к каждому из них определенную позицию. Еще лучше – оформить эти стулья, используя различные цвета и предметы-символы.

Можно ввести роль наблюдателя, который будет фиксировать процесс со стороны.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Применение: любая сложная проблема многоаспектна.

Пытаясь думать обо всем сразу, мы только запутываемся и теряем логику, впадаем в панику. Кроме того, нам мешают эмоции, и советы не поддаваться им не помогают. Метод помогает правильно организовать процесс размышления над проблемой, взглянуть на ее решение с различных позиций, используя разные типы мышления.

Изобретатели: Эдвард Боно, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Ввел понятие латерального мышления, которое включено в Оксфордский словарь. Разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к творческому, взвешенному мышлению. Написал 45 книг, переведенных на 27 языков. Читал лекции в 45 странах.

Суть метода: шляпа – образ котелка, в котором варятся наши мысли.

  • Белая шляпа – беспристрастна и объективна, здесь варятся мысли, основанные на фактах и цифрах. Здесь необходимо четко разграничить, что является фактом, а что его интерпретацией.
  • Красная шляпа – здесь мы отдаемся во власти эмоций. Излагается все, что мы чувствуем по поводу обсуждаемого вопроса. Главное – не анализировать, а переживать.
  • Черная шляпа – критика до негативизма, убежденность в том, что никогда в жизни ничего не складывается как надо. Образ мышления отличается строгой логикой, человек занят поисками того, что здесь неправильно, требует доработки.
  • Желтая шляпа – позитивное мышление, поиск положительных моментов, присущих данной ситуации. Нужно сделать все возможное, чтобы обосновать свой оптимизм. Шляпа имеет отношение к интуитивным догадкам.
  • Зеленая шляпа – творческое начало. Мышление направлено на активизацию движения мыслей, а не на вынесение суждений о рассматриваемой идее.
  • Синяя шляпа – связана с организацией и управлением мыслительным процессом. Ее задача – обобщение всего достигнутого, беспристрастная фиксация того, что сделано другими шляпами.

ТЕХНОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ – ВОЗМОЖНОСТИ

Сначала предлагается посмотреть вокруг и выявить проблемы, которые нуждаются в решениях. Чем масштабнее проблема, тем больше возможностей. Никто не будет платить за решение того, что проблемой не является. Хорошо сформулированные потребности – это ДНК изобретений. В процессе выявления потребности важно найти пробелы, чтобы потом заполнить их.

Затем предлагается найти способы решения этих проблем, выходя за рамки стандартных решений.

Подход: обозначается проблема, а потом выбирается какой-то объект неподалеку. Ставится задача: как этот объект может помочь в решении моей проблемы. Здесь можно использовать карточки МАК, слова-ассоциации из книги. Данную технологию можно отнести к технологии «Ассоциации».

История: Компания по выпуску бумажных салфеток, полотенец и подгузников была разочарована своими продажами в сравнении с успехами конкурентов. Решили разобраться, как улучшить бизнес. Стали изучать, как продаются подгузники, каковы сообщения на упаковке. Поняли, что продают их как опасные устройства, наполненные токсичными отходами. А для родителей это средство ухода за ребенком, его комфорт. Это стало отправной точкой для изменения позиционирования. Заметили, что родители смущаются, что пользуются подгузниками. Решили превратить подгузник в символ успеха. Придумали идею переходного продукта между подгузником и обычным бельем, что должно стать важной вехой. Ребенок может одевать подгузники самостоятельно и гордиться этим. Идея привела к росту ежегодных доходов.